Православная гимназия

IMG_2480
Фото: pravkamchatka.ru

Доклад епископа Феодора на  региональном этапе Рождественских чтений.

Предлагаем Вашему вниманию доклад на тему «Православная гимназия» викария Камчатской епархии епископа Вилючинского Феодора на региональном этапе Рождественских чтений.

Как отметил в своем докладе Высокопреосвященнейший Владыка Артемий, одной из важнейших составляющих в работе с молодежью является православная гимназия.

Удивительно, но отправить детей в православную гимназию сегодня хотят не только воцерковленные родители, но и те, которые видят в таких школах некую гарантию духовной безопасности для ребенка. Правда ли это? Что на самом деле происходит за стенами православной гимназии?

Библейская антропология послужила основополагающим принципом христианской педагогики, которая под образованием подразумевает воссоздание в человеке образа Божия. По мнению целого ряда выдающихся русских педагогов преимущественное развитие душевных, интеллектуальных или телесных сил неизбежно приводит к искажениям, к односторонности воспитания. И лишь воспитание духовное, как основа образования, ведет к соразмерности и гармонии, «ибо духовным воспитанием венчается и усовершается весь человек» (профессор Московского университета С.П. Шевырев).

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, считал, что нельзя «воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека». По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, главная задача школьного воспитания — пробудить внимание обучающегося к духовной жизни. «Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».

Исходя из российской православной педагогической традиции, Православная Гимназия видит свою главную задачу в том, чтобы пробудить и развить живое внимание и стремление обучающихся ко всему святому, прекрасному, духовному, высоконравственному и тем самым подготовить их к правильному вступлению во взрослую жизнь по достижении совершеннолетия.

Гимназия создает условия для реализации родителями, гражданами Российской Федерации, гарантированного государством права на получение их детьми общего образования в таком образовательном учреждении, где принципы воспитания и образования соответствуют их собственным религиозно-нравственным убеждениям, что отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и международным конвенциям по вопросам образования, науки и культуры, являющимся частью правовой системы Российской Федерации.

О нравственности как об основе школьного воспитания писал академик Д.С. Лихачев: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)». (Д.С. Лихачев. «Русская культура».– М.: «Искусство», 2000, с. 154–155).

В этих словах замечательного русского ученого, мыслителя, педагога, патриота находит выражение традиционная для многовековой православной культуры России концепция воспитывающего обучения, в основании которого всегда полагались незыблемые принципы христианской нравственности и традиции православной культуры России.

Образовательная деятельность Гимназии отвечает требованиям государственных образовательных стандартов. Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и по результатам государственной аттестации имеет статус гимназии.

И образование, и воспитание в гимназии строится на твердой православной основе. Это касается всех предметов. «Твердая православная основа» не означает, конечно, что здесь учат детей какой-то особой православной химии, церковной алгебре или монастырской физкультуре. Речь о том, что сам процесс обучения, отношения между учителями и учениками органично вытекают из того, что они — воцерковленные православные люди.

Естественно, «православная составляющая» сказывается и в преподавании гуманитарных дисциплин. Скажем, на уроках литературы в девятом классе детям подробно рассказывают о духовной эволюции Пушкина и Гоголя — то есть дают больше, чем того требует обычная школьная программа. На уроках истории России речь идет не только о событиях, но и об их религиозной подоплеке, и, конечно, гимназисты получают знания и по церковной истории — что редко встретишь в массовой школе.

Преподавая природоведение, физику, астрономию, химию, биологию, географию и другие предметы естественнонаучного цикла, Гимназия ставит задачу не только реализовать базисные программы этих учебных предметов, отвечающие государственным образовательным стандартам, но и знакомить обучающихся с историей развития и становления современных естественнонаучных представлений, а также с наиболее значимыми (в мировоззренческом аспекте) современными проблемами этих естественнонаучных учебных дисциплин. При таком подходе не остается места для спекуляций на тему «наука против религии», а также для псевдонаучных гипотез и теорий, которые не сочетаются ни с религиозным, ни с научным мировоззрением. Современная научная картина природы не противоречит христианскому мировоззрению, а христианское мировоззрение не только не препятствует научному постижению природы, но и способствует развитию научных знаний. Поэтому преподавание в Гимназии предметов естественнонаучного цикла осуществляется в контексте православного мировоззрения

Но самое главное даже не это, а та система отношений, та атмосфера, которая здесь культивируется. Уважение к личности ученика, дружба учителей и учеников (причем дружба, не переходящая в фамильярность и попустительство), забота старших учеников о младших. Да, такое можно встретить и в хорошей светской школе, но здесь это вытекает из объединяющей всех гимназистов и учителей православной веры.

Такую атмосферу непросто создать и непросто поддерживать. На это работают не столько педагогические технологии, сколько собственная духовная жизнь педагогов.

Стопроцентную гарантию духовной безопасности не может дать никто, в том числе и православная гимназия. Но, действительно, в гимназии дети духовно гораздо более защищены, чем их сверстники в обычных школах.

Есть, так сказать, несколько уровней защиты. Прежде всего это, конечно, молитвенная жизнь гимназии — это и общая молитва перед началом занятий, и участие гимназистов в церковных богослужениях, исповедь и причастие. Да, маловерующему человеку это может показаться наивным. Но не верить в силу молитвы может только тот, кто сам никогда всерьез не пробовал молиться».

Второй уровень защиты — эта уже упоминавшаяся атмосфера, стиль отношений. В этой атмосфере не приживаются грубость, пошлость, равнодушие. Те вещи, которые действительно могут представлять духовную опасность для ребенка, отторгаются самой здешней средой.

И, наконец, третий уровень — это внимание педагогов не только к успеваемости и поведению детей, но и к тому, что их интересует, что волнует. Дети имеют возможность приходить к духовнику гимназии и рассказывать ему о своих проблемах, сомнениях и недоумениях. Не на исповеди, а просто как старшему другу. Если у детей появляются сомнения в вере (а у старшеклассников они почти всегда появляются, причем чаще всего у мальчиков), то ребята не держат это в себе, а приходят к духовнику или директору, и происходит подробное обсуждение.

Самое главное — тот опыт любви, дружбы, доверия, искренности, который получают здесь школьники, не расслабляет, а наоборот, укрепляет их. Это духовная закалка.

Да, действительно, у многих выпускников возникает раздвоенность, когда им приходится делать нравственный выбор. То есть происходит внутренняя духовная борьба, и ребята должны иметь опыт такой борьбы. Если такой опыт есть— то потом им становится гораздо легче применить его к решению внешних проблем. Когда в сердце благодать, которую добиваешься трудом, то легче бороться и с внешними искушениями».

Все учителя гимназии — миряне. Все они имеют профильное образование.

Гимназия — не закрытое учебное заведение, дети там учатся и занимаются в различных кружках и секциях, но не живут. Во-вторых, в плане требований дисциплины там нет особых отличий от обычной школы. Разве что перед началом занятий проходит общая молитва.

Нарушения дисциплины порой случаются, дети есть дети. Но никаких специфических «православных наказаний» тут нет. Просто нарушителям объясняют, что они неправы, что так нельзя. Причем бывает и так, что подобное словесное внушение делают старшие ребята младшим, и это действует очень сильно. Не потому, что младшие боятся агрессии старших, а потому, что боятся упасть в их глазах».

Оценки в гимназии ставят честно, не «рисуют», как это иногда бывает в массовых школах. И при этом качество обучения очень высокое, что на протяжении многих лет подтверждается успехами гимназистов на разных олимпиадах, от районного до всероссийского уровня.

Одиннадцатиклассники успешно сдают ЕГЭ. Но сдача ЕГЭ не является для педагогов самоцелью. Здесь нет никакого «натаскивания» на тесты, здесь первично получение знаний, а не их контроль. И уж, конечно, здесь не пытаются внедрить тестовые методики в начальные классы, как это порой бывает в массовых школах.

Подавляющее большинство выпускников гимназий поступают в светские вузы, некоторые ребята конечно делают выбор в сторону семинарии, но не все.

Православная Гимназия осуществляет свою образовательную деятельность в едином образовательном пространстве с другими образовательными учреждениями города. По мере возможности Гимназия стремится возрождать российские педагогические традиции и православную культуру России.

Гимназия открыта к сотрудничеству со всеми образовательными учреждениями России, научно-педагогическими сообществами, педагогическими вузами и другими учреждениями, участвующими в обновлении российской системы образования и воспитания.

Информационный отдел епархии

 
По теме
Награды победителям вручил один из учредителей премии, заместитель председателя Законодательного Собрания Камчатского края Роман Гранатов.
Викторина «Мой Крым, моя Россия, моя Камчатка» пройдет в Петропавловске-Камчатском 15, 16 и 17 марта для студентов, обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
На Камчатке готовы приступить к строительству главного музея региона - Правительство Камчатского края Заявка на получение финансирования находится в Министерстве культуры РФ. Губернатор Камчатского каря Владимир Солодов на встрече с Владимиром Путиным озвучил предложения,
Правительство Камчатского края
uSY TSdvQ44 - Институт развития образования Камчатский край примет участие во Всероссийском родительском собрании, посвященном Единой модели профориентации школьников, которое пройдет в школах региона 21 марта.
Институт развития образования
На Камчатке выжившие в лавине туристы серьезных травм не получили - Камчатка-Информ По предварительной информации, девять ски-альпинистов, выживших при сходе лавины на Камчатке, серьезных травм не получили, передает агентство «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» со ссылкой на краевое правительство.
Камчатка-Информ
Способы заражения туберкулезом - Центр медицинской профилактики Способы заражения туберкулезом Туберкулез – широко распространенное инфекционное заболевание.
Центр медицинской профилактики
Туберкулез – потомок чахотки - Центр медицинской профилактики Туберкулез – потомок чахотки Туберкулез — инфекционное заболевание, вызываемое микобактерией туберкулеза (бацилла Коха).
Центр медицинской профилактики
Дом № 13 по улице Красинцев в столице Камчатки начнут реставрировать в этом году - Правительство Камчатского края Работы будут выполнены в рамках реализации мастер-плана краевой столицы. В этом году в Петропавловске-Камчатском начнётся  реставрация объекта культурного наследия регионального значения «Дом №13 по ул.
Правительство Камчатского края
С 9 марта по 1 апреля ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель» представит в шести населенных пунктах Тигильского района Камчатского края проект «Ительмены – аборигены Камчатки».
Камчатский центр народного творчества